Конспект урока по технологии на тему “владимирские швы” (8 класс)

Содержание

  • Слайд 1

    Подготовила ученица 7 Г класса Пономарева Алина

  • Слайд 2

    Владимирская гладь или «верхошов», так называется вышивка, зародившаяся во Владимирской области. Это одностороннее шитьё с небольшими стежками. Она применяется и при вышивке крупных элементов и достаточно небольших стебельков и веточек. В вышивке в основном растительный орнамент. Листья и цветы вышиваются гладью, стебли — стебельчатым швом, серединки крупных цветов заполняются различными сетками.

  • Слайд 3

    ,
    Дело в том, что история её уходит вглубь веков и тесно связана с шитьём золотом, когда каждая ниточка была дорога, и потому старались вышивать на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру рисунка. Стежки на лицевой стороне располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Если вам придётся вышивать нитью в несколько сложений, то расстояние между стежками будет практически незаметно. Вышивая Владимирской гладью, экономия ниток получается максимальная.

  • Слайд 4

    Вышивается «верхошов» большими стежками – от центра к краю или от края контура к центру.

    Стежки глади располагают по форме элементов: в цветах – от края к центру, в листьях, стеблях и веточках – с наклоном от края к середине. Стежки могут иметь разную длину. Если цветы или листья крупные, их сердцевины заполняются различными сетками или фигурами: квадратами, ромбами, треугольниками, зубцами, зигзагами, швом «козлик».

    Все эти фигуры выполняются двухсторонней гладью, иногда сетки выполняются накладными с прикрепом. Сетку прикреплять можно крестиком, стежком, лапкой (три стежка). Правильно заполнять накладную сетку так, – сначала укладываем стежки в одном направлении, допустим в вертикальном, а затем в другом (горизонтальном), при этом закрепляя их в местах пересечения. Большие закруглённые элементы вышивают гладью «восьмёрка».

    Всю вышивку окаймляют узкими орнаментальными полосками, например состоящими из крестиков, «козликов», «лапок», кустиков, кисточек и т.д.

  • Слайд 5

    Владимирскими швами вышивают наволочки на подушки, полотенца, скатерти, салфетки, дорожки, одежду, панно. Эта вышивка хороша как ручной работы, так и машинной.

    Выполняется вышивка толстыми нитками — шерстяными, ирисом, мулине в несколько сложений и синтетическими. Основные цвета — красный, коричневый, бежевый разных оттенков, дополняются зеленым, желтым, а также синим или чёрным. Но это те цвета, которые издавна применялись во Владимирской глади. Схемы узоров для этой глади имеют свои определённые мотивы, которые удобно вышивать именно в такой технике.

  • Слайд 6

  • Слайд 7

Посмотреть все слайды

История владимирской глади

Декоративно-прикладное искусство на Владимирской земле было весьма высоко развито, и раскопки на территории Владимиро-Суздальского княжества XI–XII вв позволяют судить по найденным образцам расшитых изделий, что вышивка пользовалась большой популярностью и отличалась особым мастерством.

Богатые праздничные одежды украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, что было недешево, и русские рукодельницы прошлого сталкивались с той же проблемой, что и золотошвейные мастера всего мира — с необходимостью экономить дорогостоящие материалы.

В двусторонней вышивке гладью, как мы уже с вами знаем, изнанка выглядит точно так же, как и лицевая сторона, то есть расход нити умножается вдвое. Это было совершенно нецелесообразной тратой дорогих ниток, поэтому со временем появилась гладь вприкреп, в которой золотые и серебряные нити шли лишь по лицевой стороне, а для прочности прихватывались мелкими стежками шелком, которые надежно фиксировали вышивку.

Предполагается, что именно эта идея легла позднее в основу владимирского шитья, которое окончательно оформилось лишь к XVIII веку, прочно переплетаясь с историей мстёрской вышивки.

Основу мстёрского вышивального промысла заложили монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, расположенного в 100 километрах от города Владимира в поселке Мстёра. У мстёрских мастериц были свои излюбленные техники — например, огромной популярностью пользовалась тончайшая мстёрская белая гладь.

Помимо прочих техник монахини стали использовать и владимирское шитье, которое применялось различными мастерицами Владимирской области.

Используемые виды швов

Во Владимирской глади используют несколько типов швов, которые выбираются в зависимости от вида рисунка. Так, основной мотив выполняется односторонним швом, из которого и создается гладь. Серединки цветов иногда формируются с использованием различных видов сеток. Стебельчатый шов применяется для вышивания стебельков растений. «Козлик» используется для проработки самых мелких деталей.

Рассмотрим подробнее каждый из названных видов швов.

Гладь

Гладь

Гладью вышиваются все крупные детали рисунка, а именно, цветочки и листья. Готовый лист состоит из стежков, которые начинаются от острого конца и косо направлены в противоположных направлениях от центра. Вышивкой по очереди заполняются обе половины листа.

При формировании цветка стежки направляются от контура к центральной части. Наклонные стежки используются для вышивания стебельков и усиков растений. Наглядно это можно увидеть на схематичном рисунке.

Накладные сетки

Накладные сетки

Различными видами сеток заполняют середины цветков. Представляют собой швы в форме треугольников, квадратов или полосок, которые вышиваются гладью или «козликом».

Горизонтальные и вертикальные длинные стежки дополнительно закрепляются в месте пересечения в виде креста. Все эти элементы должна располагаться ровно, имея одинаковое направление.

Шов «козлик»

Шов «козлик»

Во Владимирской глади этот вид шва используется для заполнения пустот листьев, а также для выделения очень маленьких деталей.

Технология

§ 13. Техника владимирского шитья

Владимирское шитьё — это односторонняя гладь, стежки которой располагаются на лицевой стороне работы. Изнаночная сторона заполнена короткими стежками-переходами по контурным линиям рисунка. Из-за того, что нитка в основном располагается на лицевой стороне ткани, существует другое название глади — верхошов.

Цветы и круги вышивают длинными стежками, располагающимися между внешним и внутренним контурами рисунка строго радиально. Во внутренней части круга стежки ложатся плотнее, во внешней части гладь выглядит разреженной. Это достигается тем, что стежки-переходы на внутреннем контуре рисунка гораздо короче, чем на внешнем (рис. 9, а).

Листья вышивают стежками верхошва, укладывая их по обе стороны от центральной прожилки приблизительно под углом 45° к ней (рис. 9, б). Если лист большой и имеет внутреннюю область, её заполняют бархатным швом.

Рис. 9. Верхошов: а — заполнение цветка, 6 — заполнение листика

Большие круглые элементы вышивают гладью «вприкреп», перекрывая длинные стежки более короткими. В этом случае стежки-переходы выполняют не по контуру, а по радиусу внутрь круга (рис. 10).

Рис. 10. Гладь «вприкреп»

Большие детали в рисунке вышивают, разбивая их на несколько зон. Внешнюю часть обычно заполняют стежками красного цвета, а центральную — различными накладными сетками дополнительных цветов — синим, зелёным, жёлтым (см. рис. 5 и 11).

Рис. 11. Накладные сетки

Для выполнения накладной сетки нитки натягивают на одинаковом расстоянии параллельно друг другу сначала в горизонтальном, а затем в вертикальном направлении, закрепляя их по линии контура.

Чтобы нитки не сдвигались, места их пересечения закрепляют стежками, которые являются элементами украшения и могут быть вышиты в виде косого стежка, крестика, кустика.

Во владимирском шитье края вышитых рисунков оформляют «кисточкой» и другими декоративными швами, называемыми полосками (рис. 12). Полоски выполняют швом «вперёд иголку» в два приёма. На обратном ходу шва закрывают пропуски и одновременно делают «кисточки» из пяти стежков: вначале — средний стежок, затем — крайние и последними — промежуточные.

Рис. 12. Шов «кисточка»

Практическая работа № 11

Инструменты и материалы: льняная (неотбелённая) ткань натурального, белого или серого цвета, калька, копировальная бумага, простые карандаши, пяльцы.

Задание. Подготовить ткань для вышивания и выполнить вышивку в технике владимирского шитья.

  1. Отутюжьте ткань для вышивки.

  2. Обметайте или обработайте края липкой лентой, чтобы предохранить их от осыпания.

  3. Определите центр ткани, сложив её пополам по длине и ширине.

  4. Переведите на ткань рисунок «Ветка» (рис. 13).

Рис. 13. Ветка

  1. Середину цветка вышейте накладной сеткой нитками синего цвета с красными крестиками; лепестки — гладью «верхошов» нитками красного цвета; ягодку — гладью «вприкреп» нитками красного цвета; середину листика — бархатным швом; листик — гладью «верхошов» нитками синего цвета; стебелёк — стебельчатым швом.

Основы техники

Гладь вышивается большими стежками — от середины к контуру и наоборот. Размеры стежков вышивки зависят от формы элемента. Для того чтобы вышить листья, стебельки нужно вышивать с небольшим наклоном от контура к центру.

Если листья и сердцевинки цветов очень крупные, то их пространство заполняется разнообразными сетками, либо фигурами в виде квадратов, ромбов, треугольников. Различие от глади в том, что техника выполняется двухсторонней вышивкой в виде крестика или тремя стежками.

Наверное, многие из детства помнят, как ходили в гости к бабушке. Сколько всего вышитого можно было увидеть, зайдя к ней в дом. Это и накрахмаленные салфеточки, вышитые настолько аккуратно, словно на машинке; подушки, занавеси, скатерти. В сегодняшнее время предметы и вещи, оформленные ручной работой, не потеряли своей уникальности и шарма. Мода на вышивку возвращается, и дизайнеры очень советуют присмотреться к такому элементу декора.

Наволочка на подушку

Посмотрите внимательно на фото и решите для себя, какие цвета вы предпочитаете, следите за тем, чтобы они гармонировали друг с другом. Затем, приобретите нитки нужных цветов. Для начала нужно подготовить ткань, после стирки хорошо отпарьте ее, это необходимо для того, чтобы стежки были упругими и при дальнейшей глажке не поползли. Затем, дайте ткани остыть и приступайте за рисунок.

Аккуратно с помощью копирки переведите изображение на ткань. Начинайте с крупных участков вышивки. Закрепите нитку на изнанке и выведите иголку на лицевую сторону (строго по контуру), затем сделайте маленький стежок в сторону и достаньте нить с лицевой стороны. Необходимо это сделать как можно ближе к предыдущему шагу.

Когда вы вышьете гладью все элементы, можно приняться за мелкие или тонкие детали, а именно стебельки, лапы птиц, лучи солнца. Обработайте эти детали тамбурным швом, он представляет череду последовательных петелек.

Когда завершите всю вышивку, еще раз хорошо отпарьте с изнаночной стороны материю и можете считать, что ваша первая работа на этом закончена. Ухаживать за такими изделиями достаточно просто: поместите наволочку в машинку и стирайте на деликатном режиме, но не допускайте отжима, ткань должна высохнуть самостоятельно.

Особенности Владимирской глади

С течением времени вышивка в этой технике претерпела некоторые изменения, однако основная особенность в виде односторонности шитья осталась прежней. Владимирская гладь применяется для вышивания как крупных элементов в виде цветков, так и достаточно мелких (лепестки, листья, стебли). Тематика работ исключительно растительная. Вышиваются как отдельные цветы, так и различные стилизованные орнаменты без отрыва от флористической идеи.

Основные цвета, используемые во Владимирской глади – белый и красный. Иногда используются синий, зеленый и желтый оттенки. Вышивка осуществляется различными видами швов (в зависимости от типа рисунка) шерстяными нитками, мулине в несколько сложений или же нитками ирис.

Дамская рубашка с украшением

Владимирская гладь предназначена не только для украшения домашней утвари, но и для одежды. Вещь с вышивкой смотрится очень достойно и богато, а если «виновником» данного шедевра станете вы, то еще и послужит эксклюзивом.

Выберите схему или воспользуйтесь предложенной ниже.

Переведите рисунок на тот участок рубашки, который вы хотите украсить. Выберите цвета ниток и начните с крупных роз. Самое главное в этом деле — не торопиться и делать все постепенно, пусть работа займет очень много времени, но она будет аккуратной.

Листики, представленные на схеме, лучше вышить тамбурным швом. Для придания розе объема пройдитесь по прожилкам лепестков оттенком на полтона темнее самих цветов и «прорисуйте» их мелкой гладью. Если вы правильно следовали советам и приложили силы, то у вас все получится!

Добавить комментарий