Архангельская народная вышивка [1954]

Северные традиции

Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.

Вышивка гладью

Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.

Вышивка крестом

Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.

Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам

Красиво смотрелась и белая строчка. В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.

Белая вышивка

Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.

Древние знания наших предков — русские обычаи и традиции

Друзья,

Тем, кто по крупинкам собирает древние знания и мудрость наших предков, предлагаю посмотреть видеолекцию Людмилы Павловны Васильченко.

Людмила Павловна автор программы «Славяноведение — Русская Здрава», педагог, автор словарей и книг. Двадцать лет она посвятила возрождению древних знаний славян и Русской Культуры. Её задача – выстроить систему знаний. А чтобы была система, необходимы методические пособия, учебники, книги.

Её цель и огромная мечта — ввести Славяноведение в программу образования. Тему, о которой уже все почти забыли. Тем более преподаватели. Даже если кто-то и преподаёт, то отрывочно.

Обратите внимание на то, сколько Любви в Людмиле Павловне. Она вне противостояния

Она вне игры «хороший»-«плохой», где правила устанавливает «невидимая рука». Она ладно делает своё дело.

Обратите внимание так же, что в Русской Культуре всё гармонично взаимодействует, всё предстаёт в виде взаимосвязанных явлений: космос, символы, узоры, русская речь, песни и.т.д. Всё способствует гармонизации с миром, здоровью и долголетию!. Огромная благодарность Людмиле Павловне за её труды!
Я знаю, что её мечта исполнится!

Огромная благодарность Людмиле Павловне за её труды!
Я знаю, что её мечта исполнится!

Благодарность Вадиму Трофимову (Рамир), который побывал на лекции этой удивительной и приятной женщины, сделал конспект и зарисовки, которые, несомненно, помогут глубже понять суть этой системы знаний.

Круг года (лета?) делится на 8 частей:
4 опорных точки — дни солнцестояния и равноденствия, и 4 промежуточных.

Начинается круг со дня Зимнего солнцестояния.

Коляда (20-23 декабря)
— рождение Солнца. В природе просыпается мужская энергия.

Велес (3-5 февраля)
— божество материального мира. Поэтому в этот период заключаются договора, предварительные планы на год (лето).

Леля (20-23 марта)
— божественная искра между мужчиной и женщиной. Просыпается женская энергия, праздник и обряды направленные на поиск пары (для тех, у кого еще нет).

Ярило (3-5 мая)
— преддверие самого ярого солнца. Период для ярмарок, игр, активных действий. Пик проявления мужской силы.

Купало (20-23 июня)
— вся природа светится энергией. Благоприятное время для зачатия. По словам Людмилы Павловны зачинали детей в светлое время дня на земле. На Купало женская сила уже на подходе к пику, а мужская еще не спала, потому на зачатие ребенка идет максимум жизненных сил!

Перун (3-5 августа)
— завершение проявления мужской силы. На этот праздник мужчины показывают свои умения, навыки. Мальчиков посвящают в мужчины. После этого праздника у мужчина начинается период миросозерцания.

Макошь (20-23 сентября)
— карма, судьба. Время пожинания плодов — как материальных, так и духовных. Обряды связанные с перепросмотром прошедшего лета, благодарностью за пройденные уроки. Пик проявления женской силы.

Мара (3-5 ноября)
— период завершения. «Как себя поведешь, так через полгода и будет». Время для обучения, чтения, написания; связь с тонким миром, увеличивается понимание, осознанность.

Конспект — http://interesnyimir.com/vasilchenko-l.p.-slavjanskie-prazdniki-2116.html
Конспект полного выступления — http://slav-radio.ru/blogs/to-na-chyom-mir-stoit/vasilchenko-lyudmila-pavlovna.html

Лаковая миниатюрная живопись

Лаковая миниатюра – это живопись на небольших по размеру предметах: шкатулках коробочках, чайницах, пудреницах, игольницах, кулонах.

Художник Светлана Беловодова

Данный вид народного искусства называют лаковой живописью потому, что прозрачный и цветной лаки являются не только полноценными материалами для росписи, но, кроме того, одновременно служат средством художественного выражения. Лаки добавляют силу и глубину краскам, объединяют их, смягчают, добавляя реализма и живости изделиям.

Считается, что данный вид декоративно-прикладного  искусства зародился в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Еще во втором тысячелетии до нашей эры Китае, например, использовали сок лакового дерева, которым покрывали вазы, шкатулки, чашки. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

Через страны Центральной Азии, а так же Иран и Индию этот вид искусства попал в Европу, а затем, и в Россию, где заиграл новыми красками.

В России лаковая миниатюрная живопись стала набирать силу с конца 18 века.

Купец Коробов построил в под Москвой, в селе Данилкове (рядом с селом Федоскиным) фабрику по производству лакированных изделий. Именно здесь русские мастера создали неповторимые приемы федоскинской росписи.

Традиции данной росписи не утрачены и по сей день!

Ярким примером является творчество художника миниатюрной живописи — Светланы Беловодовой.

Художник Светлана Беловодова

Светлана Беловодова является художницей лаковой миниатюрной живописи. В 1996 году она с отличием окончила Федоскинское художественное училище и с тех самых пор занимается любимой работой — создаёт сказку, воплощённую в авторских украшениях (миниатюрных небольших панно, лаковых шкатулочках, украшениях), а так же пишет портреты.

Художник Светлана Беловодова

Художник Светлана Беловодова

К сожалению, все её работы уходят в Европу и Америку. За границей эти вещи приобретаются как русское чудо, собираются целые коллекции и даже открываются галереи лаковой миниатюрной живописи. У нас же, в России пока не принято коллекционировать произведения искусства наших художников.

В последнее время Светлана занимается авторскими украшениями, расписывает кулоны по селениту или по перламутру, стараясь при этом сохранить рисунок и блеск камня.

Художник Светлана Беловодова

Художник Светлана Беловодова

Художник Светлана Беловодова

Художник Светлана Беловодова

Художник Светлана Беловодова

Художник Светлана Беловодова

«Я нарисую мир таким, каким люблю» говорит Светлана.

Орловский спис — из прошлого в современность

Орловский спис — одна из самых древних и старинных вышивок, которая известна на сегодняшний день. Корни этой вышивки уходят глубоко в древность, в те времена, когда на территории Орловщины жило племя язычников вятичей. Обережная суть древних образов долго сохранялась в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Родиной данного вида вышивки считаются несколько сел и деревень под Орлом, где более чем две сотни лет назад и был впервые замечен этот вид шитья, корни которого пытаются искать и в славянском браном ткачестве, и в узорах Смоленских и Полтавских мастериц, и в золотной вышивке монастырей.

Название «браное ткачество» дано по способу выполнения. С помощью специальных дощечек-бральниц отсчитывали определенное количество нитей основы и тем самым получался на холсте мелкий узор. Так и орловский спис шьют точным счетом по ниткам полотна, четкими мелкими стежками, которые и образуют «бранки» – узоры, заполняющие плавные произвольные линии замкнутого контура.

Отличительное качество , главная особенность техники «Орловский спис» — плавное переливание одной формы в другую, своеобразная текучесть. Есть даже легенда о том, что для получения этой текучести, мастерицы зимою запоминали и воспроизводили узоры с морозных окон. Необычайно гармонично данная вышивка смотрится на одежде.

Орловская вышивка является сочетанием тончайших деталей. При этом, каждая даже самая мелкая деталь, имеет свое значение и передаётся из поколения в поколение. Самые старые узоры вышитые этим стилем отличаются от того, что мы сейчас понимаем под этим названием. Ведь, считается, что сначала вышивались только геометрические фигуры. Однако, со временем каждый мастер вносил что-то свое и, с годами, орловским списом стали вышивать целые картины.

Самыми популярными сюжетами этой старинной вышивки являются «Лягушка», «Древо», «Древо Жизни», «Птица-Пава», а позже возник и «Двуглавый орел».

В настоящее время традиция данного вида вышивки жива благодаря таким мастерам, как Воропаева Зоя Владимировна.

Зоя Владимировна родом из Орла, из семьи художников-педагогов Владимира Николаевича и Валентины Константиновны Воропаевых. С раннего детства Зоя обучалась в студиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которыми руководили родители. В студии познакомилась с такими технологиями декоративно-прикладного искусства, как керамика, ковроткачество. Так же изучала и традиционную вышивку Орловский спис. Зоя Владимировна награждена многочисленными медалями и дипломами за участие в выставках, а так же, являясь руководителем образцового коллектива «Студия декоративно-прикладного искусства», обучает детей в центре дополнительного образования Дворца пионеров, принимает участие в подготовке семинаров и проведении занятий по изобразительному искусству.

Работы Зои Владимировны в технике Орловский спис находятся в частных коллекциях Орла, Серпухова, Брянска, Москвы, Нью-Йорка, в экспозиции музейного комплекса «Царицыно».

«Орловский спис — это космос, который можно прочитать» — говорит Зоя Владимировна.

|

|

Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому

Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь — искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим или скачать в интернете. Вот такая схема легкая, ее сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

«Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

«Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 – 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия “Grammy 2017”

Вышивальные ритмы в центре России

Центральные районы неплохо комбинировали традиции как северных, так и южных территорий. Но при этом они добавляли свою «изюминку». С Севера они позаимствовали белую строчку, а также присущие для нее мотивы и сюжеты. По сей день эта техника используется для украшения текстильных изделий в Ивановской и Калининской областях.

Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа

В некоторых областях (Ярославль, Кострома) белая строчка была несколько модернизирована. Вместо традиционных полностью белоснежных сюжетов стали появляться белая вышивка с цветным контуром, декором из золотых, голубых и розовых нитей.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

Наиболее изысканно смотрелась вышивка в Костромской области. Там рукодельницы использовали для создания своих произведений искусства в основном пастельную гамму и шелковые нити. Благодаря спокойным цветовым переходам вышивка смотрелась невероятно красиво, а шелк придавал изделию блики и переливы.

Белоснежная вышивка шелковыми нитями

Традиционная для Севера роспись также модернизировалась. В отличие от исходного варианта, в центре она выполнялась с большей густотой зашивки, поскольку в работе использовались в основном шерстяные нити.

Вышивка росписью

Был в центральных областях и известный южный ромб. Он также декорировался зубчатыми краями, диагоналями, зашивкой различными техниками (крестиком, гладью и другими швами).

Изображение ромба в русской вышивке

Уникальная технология прославила Горьковскую область. «Горьковские гипюры» были необычайно изящной техникой. Самым распространенным мотивом для горьковской ажурной вышивки считается розетка средних размеров с округлыми углами в форме ромба.

Горьковский гипюр

Скатерть с горьковским гипюром

С первого раза во всех стилях и техниках народной вышивки разобраться достаточно тяжело. Ведь в каждой области были свои особенности, которые отличали ее работы от других. Наиболее точно культурные особенности сохранялись в крестьянском типе вышивке, а также в технологии изготовления сюжетов-оберегов.

Бурятские узоры: песня степи

Бурятский орнамент, как и росписи всех монголоязычных представителей, в основе своей состоит из немудреных геометрических фигур:

Роспись по стеклу для начинающих рисование на бутылках своими рукамиАкриловые краски для рисования: особенности и применениеКак расписать деревянные яйца в домашних условиях?100 фото интересных идей рисунков для срисовки красками

  • ломаных линий;
  • зигзагов;
  • кругов;
  • ромбов;
  • других фигур.

Если рука хоть немного натренирована на самых простых рисунках, можно взяться за бурятский орнамент и монгольские рисунки. Вот некоторые из них. В них легко разглядеть и буддийские мотивы и башкирский стиль.

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья.
И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST “Большой и добрый великан”из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала “Остров”Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST “Гений”из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме “Темный дворецкий”из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен”Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST “Полный расколбас”OST “Свободный штат Джонса”OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек – птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Девичий головной убор Пензенской губернии

Русские народные костюмы из села Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губернии (ныне Земетчинского р-на Пензенской области) — одни из лучших в собрании Пензенского краеведческого музея

Яркие и самобытные, они привлекли внимание исследователей еще в 20-е годы ХХ века

В те времена и были собраны редчайшие образцы женских и мужских праздничных одежд из данного села, а также родственных сел Большая и Малая Ушинка. Среди самых красивых и своеобразных предметов, собранных в Большой Ижморе, выделяются девичьи головные уборы «венцы». Венец носили по праздникам девушки, достигшие возраста невесты. Великолепный богатый убор выделял и прославлял готовую к замужеству девицу, а также весь ее род, семью, ее воспитавшую.

Венец устроен следующим образом: в основе его обшитый кумачом обруч из луба, длина окружности которого заметно меньше обхвата головы; на голове он удерживался с помощью пришитых изнутри завязок из шелковой ленточки или тесьмы. Походка девушки, надевшей такой головной убор, должна была быть плавной и красивой – резкие движения не позволили бы венцу удержаться на голове.

Спереди к основе пришито золотное очелье под названием «лоб»; такие дорогостоящие изделия изготавливались на продажу мастерицами-золотошвейками, крестьяне покупали их на ярмарках и у торговцев.

Сзади и с боков к основе венца пришиты две широкие кумачовые лопасти, отделанные шелковыми ленточками и тесьмой. Лопасти расположены одна под другой, верхняя раздваивается, и ее расходящиеся концы открывают нижнюю лопасть. К верхнему краю обруча-основы верхняя лопасть прикреплялась многочисленными искусно приколотыми булавками.

Главное украшение лопастей венца – квадратные вставки «карты», украшенные сплошной двусторонней вышивкой тонкой работы (основная техника — «косой крест»). На «картах» вышит многоцветный геометрический орнамент.

Необходимая принадлежности всех праздничных женских головных уборов из Большой Ижморы (и венцов, и рогатых кичек молодых замужних женщин, и «сорок», которые носили женщины средних лет)– налобник (это полоса ткани, которая повязывалась вокруг лба). Спереди налобники обшиты тесьмой и шелковыми ленточками, по нижнему краю они обшиты бахромой из ниток.

Девичьи налобники из коллекции Пензенского краеведческого музея обшиты короткой красной бахромой, женские – кисточками из разноцветных ниток. Поверх налобника повязывались также «махры» — шнурок с прикрепленными к нему цветными кисточками; таким образом, надо лбом девушки создавался второй ряд яркой бахромы.

Когда девушка выходила замуж, в ходе свадебного обряда на нее надевали новый головной убор – рогатую кичку, которую молодая жена должна была носить в первое время после свадьбы, до рождения ребенка.

Сложный по составу, сшитый из дорогих материалов, украшенный тонкой вышивкой венец на первый взгляд напоминает этот головной убор молодухи. При ближайшем же рассмотрении оказывается, что при очень сходных деталях (это «лоб» золотного шитья, длинные лопасти из ярких тканей, украшенные вышитыми «картами», а также налобник с бахромой и повязанный вокруг него шнурок с кисточками «махры») конструкция и смысловое значение этих уборов разные.

Как и все традиционные девичьи головные уборы, венец оставляет открытой макушку головы; кроме того, в отличие от замужних женщин, обязанных всегда прятать свои волосы под головным убором, девушки в Большой Ижморе по праздникам ходили с распущенными волосами (по сведениям этнографа П.И.Кутенкова, они вообще не заплетали волос до замужества, но во время работы завязывали их в узел, а по праздникам распускали). Таким образом, красивые лопасти венца свободно лежали на плечах и спине, подчеркивая красоту девичьих длинных волос (две из четырехлопастей женской кички, наоборот, завязывались сзади, плотно обхватывая голову).

Кроме того, кичка не имеет твердой основы – она мягкая, надевается на уложенные вокруг головы заплетенные косы, тщательно скрывая их от чужого взгляда; а девичий венец, в отличие от кички, не имеет пришитых рогов – символа плодородия и жизненной силы, положенного в традиционной культуре только замужним женщинам – продолжательницам человеческого рода.

Со временем венцы и кички выходили из употребления, женщины стали заменять эти старинные головные уборы нарядными шелковыми платками. Сейчас мы можем увидеть эти замечательные памятники культуры русского народа только в музее, сохранившем их для потомков.

Хранитель фонда О.В. Дубравина.

Пензенский государственный краеведческий музей.

http://vk.com/museumpenza

|

|

Чем интересен этот вид рукоделия?

В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:

  • городская;
  • крестьянское рукоделие;
  • вышитые мотивы, которые использовались как оберег.

Русская вышивка

С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.

Русская вышивка — старинный вид народного искусства

В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.

Картина «Крестьянка за вышивкой». Малявин Филипп Андреевич, Россия, 1869-1940

Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.

Искусство вышивания имеет многовековую историю

В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).

Сундук с приданым

Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.

Вышивка в французском стиле

Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.

Славянский оберег вышитый крестиком

Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.

Вышитый оберег с изображением

Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.

Особенности южан

Южные области (Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская и Пензенская) характеризовались наличием различных геометрических орнаментов. В этих территориях была вышивка росписью, белой строчкой, иногда крестом и другими швами. 

Вышивка росписью

Но наиболее распространенными считались цветная перевить и счетная гладь.

Вышивка гладью по белоснежному шелку

Цветная перевить несколько похожа на белую строчку. Главная черта, которая объединяет две этих техники, это использование полупрозрачной тканевой основы. Такая техника была достаточно сложной, особенно если за основу был взят достаточно большой красочный сюжет. Поэтому наличие вышивки в таком стиле было очень престижно и свидетельствовало об определенном достатке семьи.

Цветная перевить

Цветная гамма была достаточно разнообразной:

Рязань славилась своей вышивкой в синих тонах;

Рубаха вышитая в синих тонах

в Смоленске можно было часто встретить золотой фон и красочные лимонные, оранжевые, красные и белые сюжеты;

Смоленская вышивка

Тула и Калуга характеризовались красновато-белой гаммой, в которую вкраплялись самые разнообразные (синие, голубые, зеленые и желтые) вставки;

Русская вышивка — явление чрезвычайно сложное и многогранное

в Калининграде использовался яркий малиновый фон, а сюжет создавался из различных алых, белых, зеленых и золотистых нитей.

Вышивка — едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества

При этом, главной геометрической формой был ромб либо квадрат. Они вышивались с выступами по углам, диагоналями, спиралями и т.п. Фигуры расставлялись друг за другом, расшивались двойным крестиком, поддевчатым швом, гладью, косой стежкой. А в качестве материала использовались шелковые нити.

Рельефный узор спицами №125

On Октябрь 13, 2017 by Ms Lana Vi

Узор спицами «звездочки или корзиночки» — на мой взгляд, очень хороший вариант для фоновой вязки. 

Узор состоит из раппорта в 4 петли и 12 рядов.

Рельефный узор спицами №125

ПОСМОТРИТЕ ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Модные вязаные модели у французов

Ах, Наполеон! И он ни в чем себе не отказывал 🙂

И пусть вас закружит новогодняя карусель!

“Рынок Капуцинов” – Сыр

Хендмейд + вязание = модный тренд

Вяжем рюши спицами

Oleksi.ru – настольная книга для вязальщицы

Модели для вязания на спицах от Les Copains

Вязаный топ спицами “Синева”

Вязаная туника “Ночка”

Вязаные прихватки – красивый новогодний подарок

Вяжем оригинальный берет от Ларисы Гаврилишеной

Белый ажурный пуловер

Белая вязаная шапочка спицами

Модные женские шапки с помпоном

Накидка спицами с аранами

Ажурная накидка спицами

Детские вязаные сапожки от Гражины Антоновой

Ажурный узор спицами №29

Голубой ажурный пуловер

Зеленый вязаный жилет

Милый пуловер с пальмой

Ажурный узор спицами №59

Патентный узор спицами №47

Как связать пончо с капюшоном

Ажурный узор спицами №79

Вязаные повязки от Алены Хотиенко

Короткое болеро спицами на одной пуговице

Летний пуловер в цветочных жаккардах

Летний топ спицами в морском стиле

Теплый вязаный жакет спицами от Ralph Lauren

Мужской свитер с аранами от Loro Piana

Белый свитер спицами с баской

Модный пуловер резинкой от Alexander McQueen

Вязаное платье спицами от Simona Barbieri

Свободный свитер спицами с рельефами

Вязаный свитер спицами от Emilio Pucci

Пуловер с оригинальным декором от Ralph Lauren

Короткий вязаный свитер от TIBI

Вязаный свитер с косой вставкой из Zalando

Вязаный свитер с аранами

Белая вязаная шапочка с ушками

Вязаное платье с объемным араном

Вязаная безрукавка от Филдар спицами №5

Мужской свитер спицами от Massimo Dutti

Мужской свитер спицами от Ralph Lauren

Арановый топ спицами от Anthropologie

Топ-майка спицами от Ralph Lauren

Добавить комментарий