Наряды дома романовых

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.

Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века

Рубаха из авторской коллекции художников Карелиных

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Мода в России XV – XVIII веках

Так же как и в наши дни, в 15 веке моду диктовали иностранцы, а точнее люди, кочевавшие и торговавшие с Русью.
В данном случае – в моде были ВОСТОЧНЫЕ мотивы.
Восточные обычаи распространялись неудержимо на Руси во время монголов, принося с собой новую культуру.
Изменилась общим образом ОДЕЖДА: от белых длинных славянских рубах, длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным шароварам, к сафьяновым сапогам. Большое изменение быта внесло то время в ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН: домашний быт русской женщины пришел с Востока.Кроме этих крупных черт повседневного русского быта того времени, счеты, валенки, кофе, пельмени, однообразность русского и азиатского плотнического и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина и Москвы все это влияние Востока Церковные КОЛОКОЛА, это специфическая русская особенность, ПРИШЛИ ИЗ АЗИИ, оттуда и ямские колокольцы.
До монголов в церквях и монастырях применяли не колокола, а било и клепало. Литейное искусство было развито тогда в Китае, оттуда и могли прийти колокола. Влияние монгольского завоевания на культурное развитие ТРАДИЦИОННО в исторических трудах определяется как ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ.
Краткая историческая справка:
По данным Лаврентьевской летописи, 31 мая 1223 года при р. Калка, произошла битва дружин русских князей с монголо-татарскими завоевателями.
МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО на Руси (1243-1480), традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя.
После Куликовской битвы (1380) носило номинальный характер. Окончательно свергнуто Иваном III в 1480 году. Было тормозом экономического, политического и культурного развития, одной из главных причин отставания Руси от западно-европейских стран.

Костюм мушкетера и дамы:

После засилья испанской моды, которая сковывала движения и требовала чопорного образа жизни, в ходе тридцатилетней войны новые условия требовали изменения характера одежды. Одежда стала более легкой и комфортной.Мужчины тех времен носили широкие штаны, свободно падающие до колен, сапоги из мягкой кожи, доходящие до середины икр. Отвороты сапог часто украшались кружевами.
Военные внесли свои коррективы в моду. Прежде всего, стали модны элегантная желтовато-коричневая куртка из буйволовой кожи и кожаный колет у офицеров, заменяющий панцирь.
Колет — первоначально куртка без рукавов — теперь часто дополняется полуширокими рукавами, прикрепленными к плечам, часто подпоясывается широким шарфом.
Волосы были длинные, свободно падающие, покрыты большой мягкой фетровой шляпой с перьями. В высшей степени модными становятся кружева — ими украшают воротники и манжеты.
Женский костюм был также очень интересен. Юбка была широкая и равномерно округлая, падала свободными складками от талии до пола. Лиф был туго стянут шнуровкой. Широкие рукава ниже локтя, квадратный вырез кружевной воротник и манжеты — неотъемлемая часть женского костюма того периода. Платье украшали бантами и тесьмой.
Самой популярной была прическа из стянутых на затылке узлом волос с распущенными по бокам локонами.
1620 г.

Для изготовления костюма мушкетера потребуется: ткань коричневого цвета для куртки, белая ткань для воротника и широкая кружевная лента для отделки воротника, ткань для штанов, старые сапоги с измятым голенищем, старые кожаные или вязаные перчатки, толстый драп для шляпы, ткань голубого цвета, кусок золотой парчи, бумага, проволока, клей.ИЗГОТОВЛЕНИЕ

Куртка-колет (колет).
Из ткани, имитирующей кожу, сшить небольшую куртку с длинными рукавами.
Длина куртки должна быть немного ниже талии, небольшого объема, но не сдерживающая движение. Впереди — разрез, застежка — на пуговицах. Горловина дополнена плосколежащим белым воротником с кружевной отделкой.
Штаны.
На основе мужских брюк смоделировать свободные штаны длиной ниже колен. По верхнему краю сделать их свободными без вытачек. Сшить штаны, по верхнему краю присобрать и притачать к поясу.
Сапоги.
Для изготовления сапог проще всего взять старые сапоги, лучше чтобы они были помяты на голенище, к верхнему краю сапог приклеить отворот из фетра или драпа (можно украсить их кружевным отворотом).
Перчатки.
Перчатки изготовить совсем несложно. Для этого следует взять ношеные кожаные или вязаные перчатки и пришить к ним краги (конусообразные детали) того же цвета из плотной ткани или искусственной кожи. Края перчаток можно украсить тесьмой.
Накидка голубого цвета с золотым крестом — отличительная особенность костюма мушкетеров. Она состоит из двух частей — пере дней и задней, сшитых на плечах и скрепленных на боках. На два прямоугольных куска ткани настрочить аппликацию в виде креста из золотой парчи. Края накидки окантовать золотой тесьмой, по бокам пришить тесемки для завязывания.
Шляпа.

Шляпу можно изготовить из фетра или плотного драпа, она должна быть мягкой с большими полями и пером. К костюму мушкетера полагается перевязь с прикрепленной к ней шпагой.   

о шляпах: http://club.season.ru/index.php?showtopic=8620&st=0

От сюда: http://www.reenactor.ru/index.php?showtopic=69752
на обоих планшетах полный комплект дублет-штаны . а внизу еще и выкройка кожаного колета  

Пояс

Женские пояса из шерсти

Пояса со славянскими узорами

Станок для ткачества поясов

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Женская одежда

Нижнее белье

Камиза
Бывает различных видов. Такая камиза с короткими рукавами хорошо подходит для платьев с длинным рукавом.

А вот и различные виды камиз. Камиза имеет множество вариаций. У девушки слева она расширяется сразу от горловины, у девушки посредине безрукавная камиза с отрезной юбкой, у третьей – приталенная с рукавом.

Теперь, когда нижнее белье есть, стоит выбрать нижнее платье (его еще называют коттой). Котта также имеет множество вариантов кроя. Рукава котты должны быть узкими, котта обязательно должна закрывать ноги.

Также здеcь платье со шнуровкой.

Нижнее платье без рукава называется киртлом. На этом фото девушка в голубом киртле со шнуровкой спереди.Характерными приметами этого платья являются: глубокая шнуровка, очевидно опускающаяся ниже линии талии, и короткие рукава.

Еще один вид киртла с коротким рукавом.

Нижнее платье может быть также мипарти (двуцветным) и на пуговицах спереди, как это показано на фотографии.

Котарди
М.Н. Мерцалова: “узкая полуприлегающая одежда с застёжкой или без неё посередине переда, узкими рукавами и низко расположенным поясом. Рукава короткие и узкие до локтей или запястий. Относится к 14 – нач. 15 в.в.”

Котарди может выступать и как верхнее платье, если пошит из тонкой шерсти, тонкого сукна. Здесь котарди на пуговицах, а под ним котта с длинным рукавом (на рукавах тоже пуговицы, что вполне допустимо и соответствует источникам).

Вот еще котарди – верхние платья. Слева из тонкого сукна травянистого цвета, с литыми латунными пуговицами, бежевыми суконными типпетсами. Справа темно-синее котарди с белыми льняными типпетсами.

Верхняя одежда

Итак верхнее платье — сюрко.

В XIV веке женское сюрко имеет глубокий вырез горловины и широкие разрезы по бокам от плеча до бедра, сквозь которые была видна нижняя одежда.

И когда комплект одежды готов, не стоит забывать про головные уборы, особенно девушкам с короткими или средней длины волосами.
Из сукна на льняной подкладке шили различные виды шаперонов. Например, на фото синий шаперон на пуговицах.

Здесь также показан один из видов фестонов.

Теплая одежда

Упелянд
В конце XIV века на территории Европы появляются упелянды, которые изначально были исключительно мужской одеждой для торжественных случаев и конных прогулок, но со второй половины XV века они стали появляться и в женском гардеробе. Упелянды представляли собой широкую и длинную верхнюю одежду, с сильно расширяющимися книзу рукавами. В Германии конца XIV- начала XV вв. упелянды преобразовались в тапперты, отличающиеся объемными рукавами, стоячим воротником, а в иных случаях и застежкой в виде пуговиц.

Обувь

Пулены
Пулены были популярны в Европе с 1340 по 1470 год. Их носили и мужчины, и женщины, но особенно их любила молодёжь за счёт своей относительной дешевизны и простоты изготовления ( изготовление занимало около 5-6 часов и несколько дней)
 

Слой/тип одежды

Наименование

Нижнее белье

Камиза (рукав длинный/лямка)

Нижнее платье

Киртл, котта

Верхнее платье

Сюрко, котарди

Верхняя одежда на зиму

Упелянд, плащ

Головной убор

Чепец, крузельер, покрывало, бурлет

Головной убор на зиму

Худ, опехуд, шаперон с фестонами

Головной убор на зиму

Вязаные гольфы до колена или чуть выше, женские шоссы с носком выше колена.

Аксессуары

Пояс, бейджи, броши, кольца, чейпы

Обувь

Пулены, паттены

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных – лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Народный костюм в живописи русских художников:

и др…

Женский
праздничный костюм. Конец XVIII– начало
ХIХ века. 

Сарафан, шугай, кокошник-
“головка тверская”, покрывало,
кошелек. Костюмы зажиточных горожанок
и купчих обычно шили из роскошных тканей
– шелковой и золотой парчи, бархата,
штофа, шелковой ткани «каннеле». 
Даже
подкладка сарафана могла быть шелковой:

Женский
праздничный костюм. Первая половина
ХIХ века.

 Тверская или Новгородская губерня. Шугай, юбка, кокошник, платок.

Женский
праздничный костюм. Конец XVIII – начало
ХIХ века. 

Северные губ. России. Сарафан,
рубаха, повойник, фата .

Крой
сарафана: три прямых полотнища соединены
на спине, на уровне лопаток, где и
располагаются швы, в которые вставлены
косые клинья – по шесть с каждой стороны.
Подол сарафана образует почти полный
круг.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Славянский костюмСмотреть и скачать КНИГИ о народном быте и одежде тут

Мода 17 века: история в костюме

Мода, как и любая другая область человеческого творчества, чутко реагирует на любые перемены в обществе. В моде можно найти отражение большинства исторических эпох и событий. Так, например, XVII век привнес в мир моды одновременно и пышность королевских нарядов из роскошного вышитого шелка, и простоту пуританского костюма и платья.

Модные силуэты 17 века

Целое столетие в моде ознаменовалось кардинальной сменой модных тенденций. Мода начала 17 столетия диктовала пышные платья с высоким, многослойным воротником, высокой талией и чрезвычайно пышными рукавами. А вот во второй половине 17 века женские платья стали принципиально иными: на смену широким платьям с высокой талией пришел стройный вертикальный силуэт с горизонтальным акцентом на линии плеч.

Пышные, широкие рукава, заканчивавшие чуть ниже локтя, во второй половине столетия стали более узкими и длинными. Именно во второй половине 17 века в моде окончательно закрепился корсет, приподнимавший грудь и делавший особенно тонкой талию. А в конце 17 века в женскую моду проник еще более кокетливый и соблазнительный тренд: верхние юбки платья чуть приподнимались, открывая нижнюю юбку, зачастую обильно украшенную и вышитую.

В конце 17 века в моду вошел абсолютно новый предмет одежды – манто: свободная накидка, опускавшаяся с плеч почти до пола и для большинства женщин с успехом заменившая традиционное сочетание пышной юбки и узкого лифа. Новый образ был куда более скромным и закрытым, чем платья с откровенными декольте и корсетами, однако также изобиловал украшениями: шелковые манто украшались бантами, лентами, рюшами.

Конец 17 века ознаменовался еще одним нововведением. Поскольку французские и английские аристократки не уступали мужчинам, наравне с последними выезжая на охоту или конную прогулку, модельеры придумали для них особые костюмы для верховой езды. Такие костюмы предусматривали специальные удобные пальто, напоминавшие мужские и одевавшиеся поверх длинной нижней юбки до лодыжки. Критики такого нововведения даже утверждали, что в таких костюмах только длинная юбка отличала женщин от мужчин.

Модные ткани

В начале 17 столетия самой модной тканью у королевских дворов и аристократов был шелк с изысканной цветочной вышивкой. Именно на этот период пришелся расцвет тончайшего кружева, которым украшалась одежда и женщин, и мужчин. Однако увлечение цветочными мотивами оставалось популярным недолго: уже в двадцатых годах 17 века на смену им пришел роскошный однотонный атлас, а основным украшением нарядов стала уже не вышивка, а банты и ленты.

За пределами королевского двора и аристократических салонов, впрочем, господствовали ткани куда более скромные: в основном женщины носили одежду из окрашенного льна или шерсти.

Пуританство в моде

17 столетие ознаменовалось гражданской войной в Великобритании и появлением новых религиозных течений, что не замедлило найти свое отражение в моде. Если в начале 17 века английский королевский двор следовал изысканному и пышному французскому стилю, то чуть позднее, с расцветом пуританства, в моду вошли более скромные наряды сдержанных темных цветов.

Не только протестантская, но и католическая церковь предпринимала попытки сократить экстравагантность аристократических нарядов, упростив их. Так, например, в начале тридцатых годов 17 века французский король Луи XIII выпустил два закона, запрещавшие носить одежду с кружевом и роскошной вышивкой всем, кроме высшей аристократии, и ограничивавшие использование лент, рюшей и других украшений.

Последователи пуританской церкви ввели в моду скромные темные цвета и крой: на смену глубоким вырезам пришли исключительно скромные платья с высоким воротником и закрывавшие волосы шляпы. И мужчины, и женщины избегали одежды ярких цветов, блестящих тканей, обилия украшений.

Самыми распространенными цветами и у пуританок, и у кальвинисток были темно-коричневый, коричнево-красный, темно-зеленый. Платья черного цвета женщины приберегали для особых случаев: черная краска была наиболее дорогой и быстро выцветала. От столь любимого французскими и английскими аристократами шелка и роскошного атласа в платьях пуританок не осталось и следа: самыми распространенными тканями были скромные шерсть и лен, а сами платья лишь изредка украшались кружевной отделкой.

Татьяна Смирнова

Метки статьи:

мода 17 19 веков

  • Мода 40-х годов – кризисный период
 
  • Хельмут Ланг – мастер-самоучка
Добавить комментарий