Н. и. роговцева уроки технологии 3 класс (поурочные методические указания)

Содержание

  • Слайд 1

    Удмуртская Республика

    г.Ижевск МБОУ «СОШ №19»Учитель начальных классов

    Мария Ивановна Бронникова

  • Слайд 2

  • Слайд 3

  • Слайд 4

    • Ткачество – одно из самых древних ремёсел на земле. Производство из пряжи ткани и текстиля.
    • Ткач — человек, профессионально занимающийся ткачеством
  • Слайд 5

    История ткани

    Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до н. э

    Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Сам метод ткачества был изобретён ещё в каменном веке.

  • Слайд 6

    • В древнегреческой литературе (гомеровском эпосе) очень много упоминаний о ткачестве.
    • Так, ткачество — излюбленное занятие богини Афины.
    • Ткали почти все упоминаемые в поэмах женщины: Арета, Елена, Пенелопа, Цирцея и др.
  • Слайд 7

    К Индии относится и первое упоминание о торговле хлопчатобумажными тканями, сделанное греческим писателем, купцом и моряком Флавием Аррианом во II веке.

    В описании плаваний он рассказывает о торговле нескольких индийских городов с арабами и греками, называя в качестве привозимых арабами товаров ткани калико, муслины и другие ткани с цветочными узорами.

  • Слайд 8

    Ткацкий станок

    Ткацкий станок — одна из первых более или менее сложных конструкций, созданных древним человеком; первым ткацким устройством была плетельная рама.

    • Рама для плетения у эскимосов (по Пфайферу)
    • Вертикальный ткацкий станок периода свайных построек (реконструкция Гейерли)
    • Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок.
    • Распространённым сырьём для пряжи были шерсть, лён, хлопок и шёлк.
    • Ручное ткание встречается только в прикладном искусстве и изделия нередко предлагаются на ярмарках и в сувенирных магазинах.
  • Слайд 9

    • Реконструкция вертикального ткацкого станка с Фарерских островов
    • Ткацкий станок с круговой основой и поясным ремнем.
  • Слайд 10

    • Горизонтальный станок с ямой для подножек и грузом, подвешенным к запасу основы (50-е годы XX века, Сирия)
    • Ткацкое устройство с двумя полуремизками
  • Слайд 11

    • Девушка, ткущая ленту. С французской шпалеры начала XV века
    • Вертикальное лентоткацкое устройство (Норвегия, XIX век)
  • Слайд 12

    • Джон Кей — пионер промышленной революции XVIII века
    • “Челнок-самолет” Д. Кея по патенту 1733 года
  • Слайд 13

    • Э. Картрайт – изобретатель механического ткацкого станка
    • Первый мир практичный механический ткацкий станок Картрайта (из патента 1786 года)
  • Слайд 14

  • Слайд 15

    Ткачество является одним из основных видов народного декоративно-прикладного искусства Удмуртии.

  • Слайд 16

    В старинной удмуртской одежде, была белая холщовая одежда, украшенная вышивкой. Со второй половины 19 века широко распространилось узорное тканьё. Удмуртские женщины-ткачихи совершенствовали технику тканья, вырабатывали новые приёмы орнаментов, создавали новые узоры, сочетания красок.

  • Слайд 17

    • Женская рубаха. Пестрядь.
    • (Тат. Ключи, Юкаменский район Удмуртии)
    • Тканые полотенца
  • Слайд 18

    • Ковер браного ткания
    • Приспособление для переноски клади
  • Слайд 19

  • Слайд 20

    • Ткацкий станок
    • Государственное учреждение культуры
    • “Архитектурно-этнографический музей-заповедник “Лудорвай
  • Слайд 21

    Гобелен- мастер и хозяин ткацкой мастерской. (Франция)

  • Слайд 22

    Инструменты и приспособления

  • Слайд 23

    1. Картон для рамки
    2. Расчёстка для прибивания рядов.
    3. Ручка или карандаш
    4. Учебник с.79-80
  • Слайд 24

    • 5 мм
    • 5 мм
    • 20 мм
    • 20 мм
    • 5 мм
  • Слайд 25

    Переплетение — это порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка

    Главные ткацкие переплетения:

    • полотняное;
    • саржевое;
    • сатиновое;
    • атласное
  • Слайд 26

    Полотняное переплетение: основные и уточные нити чередуются через одну нить.

  • Слайд 27

  • Слайд 28

    Рамка для ткачества с натянутыми вертикальными нитями

  • Слайд 29

    Закрепляем первый ряд нити.

  • Слайд 30

    • Проводим поочерёдно линейку между нитями.
    • А потом продеваем челнок с нитками.
  • Слайд 31

    Прижимаем нить расческой к предыдущему ряду.

  • Слайд 32

    Таким же образом идём в обратную сторону.

  • Слайд 33

    Юные Мастера за работой.

  • Слайд 34

  • Слайд 35

    Готовое полотно

  • Слайд 36

    Варианты изделий из полотна

  • Слайд 37

    Литература:

    1. Удмуртское народное изобразительное искусство. Т.А. Крюкова. Издательство Удмуртия. Ижевск-Ленинград. 1973.
    2. Технология. Творческая мастерская, 4 класс.Т.Н.Проснякова. Издательский дом Фёдоров. Изд-во учебная литература, 2011
    3. Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. «Творческая мастерская» 4 кл. Методика

Посмотреть все слайды

Уход за гобеленами

Рассматривая, что такое гобелен и его особенности, следует уделить внимание правилам ухода за этим материалом. Обивку для мебели этого типа пропитывают специальными составами

Поэтому не рекомендуется применять для чистки воду. Это приведет только к размазыванию пятен. Лучше отдать предпочтение сухой чистке.

Если ткань создана из шерсти или шелка, удалять загрязнения потребуется при помощи кисти или ватного диска. Это надо делать очень аккуратно. Лучше отдать изделие в химчистку. Если постирать гобелен самостоятельно в домашних условиях, материал может деформироваться. Цвет может полинять. Это значительно ухудшает внешний вид изделия.

История развития гобеленного искусства

Гобелен является одним из видов декоративно-прикладного мастерства. Это односторонний безворсовый ковер с композицией, который выткан вручную перекрестным переплетением нитей.

Важным этапом при изготовлении гобелена своими руками является создание основы, а в качестве ткацкого станка используют деревянную раму.

До 18 века гобелен своими руками изготавливали из шерсти — достаточно доступного и простого в обработке материала, зачастую это была овечья шерсть

Важное требование, которое предъявляется к материалу основы, — это прочность. В 19 веке основу для гобелена иногда выполняли из шелка

Хлопчатобумажная основа очень облегчает вес изделия, является прочной, устойчива к отрицательным воздействиям окружающей среды.

Нити утка могли быть еще шерстяными: шерсть прекрасно поддается окраске и разрешает достичь широкого спектра в оттенках. От нити утка не нужно прочности, как у основы, потому применялась более тонкая нить. Важные качества нити утка — эластичность, мягкость.

Инструменты для создания гобелена:а) ковровая колотушка;б) нож крючок

В данном ткачестве плотность ковра определяли количеством нитей основы на 1 см. И чем больше плотность, тем больше шансов у ткача сделать мелкие детали и тем медленнее движется работа. В средневековом европейском гобелене насчитывают примерно 5 нитей основы на 1 см. Работы брюссельских мануфактур 16 века имели тоже небольшую плотность (5-6 нитей), но местным ткачам удавалось передать сложные нюансы изображения. Со временем гобелен все больше приближается к живописи, плотность становится больше. На мануфактуре гобеленов плотность равнялась 6-7 нитям на 1 см в 17 веке, а в 18 веке — уже 7-8. В 19 веке плотность работ мануфактуры Бове достигала 10-16 нитей. Такой гобелен стал имитацией станковой живописи. Одним из способов возвращения гобелену декоративности Жан Люрса считал уменьшение его плотности. В 20 веке французские мануфактуры перешли опять к плотности гобелена в 5 нитей.

Самым ранним и простым приспособлением для работы ткача являлась рама с натянутыми нитями основы.

Крепление основы выполнялось:

  • натягиванием на гвозди, которые вбиты в раму;
  • использованием рамы с равномерно расположенными по верхнему и нижнему краям пропилами;
  • обычным навиванием нити на раму.

Но последний метод не достаточно удобен, поскольку во время ткачества нити основы будут смещаться. Для образования первого зева (это пространство между плоскостями четных и нечетных нитей) нити основы делят проборной планкой, которой может являться гладко оструганная палка. Уточную нить прокидывают при помощи челнока и после небольшого количества прокидок прибивают колотушкой либо пальцами рук. Чтобы сделать обратную прокидку, ткач должен перебрать нити основы, создавая следующий зев. Для осуществление ворсовых узлов используют нож-крючок.

Схема основ плетения гобелена.

В середине 20 века мастера опять перешли к простейшему приспособлению ткача, а немного позднее, в поисках новейших путей развития искусства данного ткачества, некоторые из художников отказались от ткацкого станка и от традиционного сырья.

Материалы и инструменты для выполнения гобелена:

  • ткань для гобеленов;
  • нитки и иголка или же швейная машинка;
  • плотная ткань для подкладки;
  • набивочный материал;
  • карниз;
  • клей;
  • рама.

Технология изготовления тканного гобелена

Для изготовления тканого мини-гобелена понадобится:

  • нити – различных цветов и фактур,
  • деревянная рамка или ткацкий мини-станок,
  • вилка,
  • ножницы.

Этапы работ:

  • Для начала берем деревянную рамку или доску. Размером в 2 раза больше по длине и 3 раза по высоте, чем будущий гобелен. По краям рамки забиваем гвозди. Расстояние 2-5 мм, в зависимости от толщины нитей.
  • Делаем нить-основу. На гвозди поочередно наматываем нить. Далее, горизонтально закрепляем уточную нить, с помощью узелка. Начинаем плести гобелен. Меняя нити, в зависимости от желаемого рисунка. Вилка поможет уплотнить структуру гобелена. В конце гобелен облагораживают бахромой, косичками или кисточкой.
  • Чтобы сделать кисточки для оформления краев гобелена, нужно сложить 4-6 нитей пополам, обвязать нитью и прикрепить к краю гобелена, с помощью любого узла.
  • Для бахромы следует нарезать нити длиной в два раза больше, чем требуемая бахрома. Эти кусочки пряжи прикрепляют к концу гобелена с помощью вязального крючка или иголки. По желанию бахрому украшают бусами.

Способы переплетения нитей при изготовлении гобелена:

  • Полотняный — самый распространенный способ плетения. Уточная нить пропускается через основную одна через одну.
  • Узорообразующий – уточная нить сделана из шерсти, каждая нить обкручивается вокруг основной два раза.
  • Саржевый – уточная нить прокладывается только между нечетными основными нитями.
  • Египетский – справа налево оплетаем основную нить уточной, а затем уточная нить уходит вниз. Получается фактура в виде столбиков. Хорошо подходит для изображения рельефных объектов.
  • Греческий способ используется в сочетании с гладким плетением, потому что сам по себе очень рыхлый. Используют яркие и объемные нити. Уточные нити переплетаются между собой в виде плетенки.
  • Вязка – шерстяные нити прокладывают справа налево. Первый ряд плетем полотняным способом, затем уточная нить заводится за основную и создается петля, через которую выводится уточная нить. Создается рельефная поверхность, напоминающая плетение.
  • Сумаховый – две основные нити обкручиваются уточной два раза с изнанки наружу и выводятся через две основные нити вперед. Создается фактура столбиков.
  • Ковровый – уточная нить разрезается на небольшие кусочки 4-6 см. На две основные нити прикладываем такой отрезок серединой, а концы заворачиваем. После одного такого ряда следует выполнить ряд полотняного плетения. Излишки ворса обрезаются и плетению придается желаемая форма.

Способы соединения уточной нити между собой:

  • Для создания четкой границы рисунка используют соединение уточной нити, при котором плетение нужного цвета доводят до границы, а потом соединяют между собой, продолжая плетение.
  • Возможен способ, когда основная нить лежит на границе переплетения двух цветов. Нить основы прокладывают до границы, а потом отгибают и плетут назад и так далее. С другой стороны уточную нить другого цвета прокладывают также.
  • Паласовое соединение используют для получения четкой и ровной линии. При этом уточные нити вообще не соединяются и между ними образовывается промежуток. Такой способ применяют редко, так как щели между разными цветами приходится зашивать обычными нитками.
  • Способ компенсированного соединения – уточные нити соединяются между собой и плавно переходят с одного цвета в другой.

Еще одним видом тканого гобелена является круговой гобелен, который используют как коврик или вешают на стену. Круговой гобелен отличается от прямоугольного формой и техникой выполнения пленения. В прямоугольном гобелене пленение совершается снизу вверх, а в круговом по кругу. Для круговой опоры используют даже гимнастический обруч, либо вырезают круг из плотного материала.

Для изготовления кругового гобелена в домашних условиях понадобится:

  1. Картон.
  2. Пряжа для вязания и хлопковые нити. Обязательно разных цветов и структуры.
  3. Толстая игла для пряжи.
  4. Вилка деревянная, если нету – обычная.
  5. Ножницы.

Этапы работы над гобеленом:

  • Из плотной бумаги вырезаем круг, диаметром 30-40 см.
  • По диаметру круга делаем надрезы на 2 см. Расстояние между надрезами 2-3 см.
  • Натягиваем хлопковую нить-основу на круг. Нить-основа не будет видна в конце, поэтому ее цвет неважен.
  • Продеваем нить в иголку и закрепляем нить-основу в центре круга. Делаем стежки, затем переходим на полотняное плетение.
  • Пропускаем уточную нить через каждую нить-основу, таким образом совершая плетение по кругу. Делаем так 25-30 раз.
  • С помощью вилки уплотняем и разравниваем нити.
  • Меняем цвет нити. Чтобы закрепить новую нить, делаем узел или закручиваем за нить-основу.
  • Пропускаем белую нить через две нити основы.
  • Чередуем цвета по своему усмотрению.

Фантазия здесь безгранична. Возможность выбора разных цветов и фактур.

Фото гобелен круглый:

Изготовление гобеленов с эффектом 3Д

Видели ли вы хоть однажды гобелен с эффектом 3Д, или как его еще называют, объемный? А ведь такие гобелены уже ткут, или вышивают. Этот объем можно увидеть без специальных очков. Но для получения такого эффекта, автор должен быть очень ловким, с богатой фантазией и запасом терпения. Прежде, чем браться за иглу, мастер должен поработать с карандашом. Обычным простым карандашом художник пишет эскиз будущего рисунка. Ограничений тут нет никаких. Вышить вы можете все, что угодно. Разные фрагменты рисунка заштрихуем от светло серых тонов, до черных. Интенсивность окраски зависит от высоты будущих петель, которые и создадут неповторимый объем на канве. В последнее время среди тех, кто занимается этим декоративно-прикладным искусством, модно зашифровывать в картине инициалы того, кому эта картина предназначена.

Вы можете закодировать две, или три буквы инициалов тем способом, который вам подскажет фантазия. Здесь нет никаких ограничений, все зависит только от вас. Форма букв, очертания и расположение выбирайте по своему вкусу, как вам больше понравится. Буквы могут располагаться рядом, по углам, или вообще накладываться друг на друга. После того, как акценты расставлены, рисунок откладывают в сторону. Теперь вы можете приступить к самой вышивке. Необходимо иметь:

  1. Деревянный подрамник с натянутой канвой;
  2. Специальная игла, которая имеет несколько позиций для регулировки высоты петель;
  3. Ножницы с острыми концами;
  4. Пинцет;
  5. Нитковдеватель;
  6. Пряжа.

Процесс вышивки

Пряжа может быть любой. Ее состав значения не имеет. И более того, чем больше процентное содержание синтетики, тем дольше такой ковер будет радовать своих хозяев, да и моль такому угощению точно не обрадуется. Следует учитывать лишь степень ворсистости нити. Чем она больше, тем больше вероятность того, что нить плохо будет проходить сквозь канву, застревая на входе и цепляясь за край иглы. Канва должна быть натянута на подрамник так, как кожа на барабан. Никаких провисаний быть не должно. С изнаночной стороны, она же будет и рабочей поверхностью. Черным маркером или ручкой наносят рисунок. Затем выбираем нужный цвет пряжи и заряжаем ее в иглу. Кончик пряжи заостряем и подводим к отверстию иглы. Выполняем вдевание нити в иглу, используя нитковдеватель. Зацепляем нить, и протаскиваем ее через глазок. Несколько сантиметров протаскиваем вперед. Но пряжа сейчас снаружи иглы, а должна быть внутри. Чтобы она там оказалась, нить нужно потянуть немного назад. Так выпущенные от острия сантиметры нити попадут внутрь металлического стержня.

Техника получения петель при гобеленовой вышивке

Наконец выполняем первый прокол канвы иглой. Небольшим нажатием иглы протыкаем канву до ограничителя, затем иглу приподнимаем. Как только показывается ее острие, отступаем несколько миллиметров от предыдущего прокола, и снова продеваем через канву. В результате этих действий с лицевой стороны работы образовалась петля. Мастера советуют начинать работу от края, постепенно продвигаясь к центру вышивки. Для того, чтобы увеличить петлю, достаточно переставить фиксатор, используя дырочки на металлическом стержне иглы. Когда фрагмент выткан, нити обрезают, оставляя в запасе примерно один сантиметр на изнанке работы. Затем подрамник переворачивают на лицо, и подтягивают нити, где считают нужным. А те нити, что слишком выдаются вперед, аккуратно заводят внутрь. Выполняя эти действия, подсветим себе фонариком, чтобы лучше видеть нити. Когда всю канву заполнят петли, изнаночную сторону смажем клеем, чтобы зафиксировать стежки. Остается только оформить ковер и повесить его на стену.

Мастер класс по созданию нетканого гобелена своими руками

На этом примере будет описана последовательная технология создания нетканой гобеленовой картины своими руками. Она чем то схода с ковровой техникой вышивания.

Подготовка к работе

Прежде всего, нужно подготовить все необходимые для работы материалы: рамку, подрамник или пяльца различного диаметра, специальную иголку для вышивки петлей, нитки разных цветов и толщины, клей, степлер, ножницы, ткань для вышивки (плотная канва, мешковина).

Выбранное изображение или рисунок при помощи копировальной бумаги, карандашом или тонким маркером переносим на основу ткани. Более сложный рисунок лучше всего переносить при помощи сетки, которую разбиваем на равные квадраты. На канве также прорисовываем такое же количество квадратов, в масштабном соотношении.

Перенести изображение, которое помещено в один квадратик намного проще, чем переносить весь рисунок. В сложных рисунках можно переносить только отдельные линии, а вышивать уже по квадратикам. Располагать рисунок необходимо на 4-5 см от внутреннего периметра подрамника или пяльца, иначе можно сломать кончик иголки о деревянную основу.

Ткань хорошо натягиваем на пяльца или подрамник, но так, что бы гобеленовая вышивка не перекашивалась и не провисала, при этом в процессе вышивания необходимо следить за тем, что бы натяжение канвы не ослаблялось. Выбирать лучше ткань светлых оттенков, так как если цвет основы не является частью фона, в этом случае ткань не так будет заметна между стежками. Следует учитывать, что вышивать мы будем с изнаночной поверхности материи, поэтому изображение должно быть перенесено в зеркальном отображении. Таким образом, лицевая поверхность картины будет находится с обратной стороны подрамника.

Техника нанесения вышивки

Продеваем нить в специальную иголку, которая позволяет создавать петли при прокалывании основы ткани. От обычной иглы данное приспособление отличается тем, что игла встроена в корпус ручки (иглодержатель), внутри которого она свободно двигается.

Нитку вставляем в ушко иголки, хвостиком на сторону прорези, затем кончик нитки при помощи тонкой проволочки сложенной вдвое или длинной тонкой иглы, вставляем в отверстие, расположенное на острие иглы. Выставляем правильную длину, которая нам необходима. От длины иглы зависит размер полученной петли. Держать иглу необходимо перпендикулярно по отношению к вышиваемой гобеленовой картине и двигаться заостренной частью вперед пошагово, оставляя за собой стежки, сделать их длиной приблизительно 2 мм.

Срез иголки определяет направление стежка. Направление иглы может происходить в любом направлении, но при этом главное, что бы нить всегда оставалась позади иглы. В процессе работы нет необходимости поддерживать нитку – петельки получаются в процессе работы, но при этом главное не поднимать иглу слишком высоко над тканью и не слишком натягивать нитку, иначе петельки могут распуститься.

Иголкой прокалываем каждую вторую дырочку в полотне. В случае использования более толстых нитей, для того что бы на ткани не образовывалось бугристостей – иглу втыкаем в каждое 3-4 отверстие на материи.

Для того, что бы не мешать вышиванию, нить, выходящая из верхней части иглы должна оставаться за ручкой. Также необходимо следить, что бы на нитке в процессе работы не образовывались узелки. Нить должна свободно проходить через иглу. Игла вводиться в основу ткани до уровня лапки. Затем необходимо аккуратно вытянуть иглу до тех пор, пока над тканью не появится ее кончик. Отступив 2.5-3 мм прокалываем канву снова иглой. На лицевой поверхности материи должна образоваться петелька, которую ни в коем случае нельзя затягивать.

Как правильно выткать изделие, изготовление гобеленов

Чтобы сделать вручную картину, вам потребуется красивая рамка, имеющая вид реек с шурупами или другими креплениями для нитей, лежащими в шахматной расстановке. На эти крепления натягиваем нитки-основы. Дальше плетение можно делать следующими способами:

  • Полотняное плетение. Нитку, намотанную на кусок картона, проденем под чётными натянутыми нитями. Поднимем большую рейку, чтобы вы увидели все нечетные нитки, проденем нити через них. Уплотняем плетение специальной вилкой.
  • Египетский метод. Нитку обмотаем вокруг каждой нити основы. Получим большие столбики.
  • Греческий метод. Две нитки, переплетаясь друг с другом, проходят через основание. Каждая прошивает нитки-основы, как в полотняном плетении. Еще можно использовать крючок.
  • Вязка. Пройдя через первый рядок полотняным методом, новый ряд создается оборачиванием каждой нитки-основы.
  • Сумаховое плетение. Обвязываем вокруг сразу две нитки-основы.
  • Геордес метод. Маленькую нить обернем концами вокруг двух соседних ниток основы. Затянем все. Берем другой отрезок и продолжим так весь ряд. Бахрома потом подстригается под один уровень. Вот мы и разобрались, как происходит изготовление гобелена.

Чтоб наш ковер не скосился, нужно следовать следующим правилам:

  • После каждого рядка, уплотняем шаги вилкой, равномерно распределяем нить.
  • Контролируем, чтобы плетение не было очень тугим, дабы не стягивать нитки основания.
  • Для закрепления плетение разными методами, часто выполняйте полотняное плетение.
  • В конце плетения рамка для гобелена может остаться под основанием ковра. Вам останется лишь подшить и подравнять все неровные части, проштопать нитки, которые должны быть с изнанки.

Картины на тканевой основе

Любая вещь сморится дорого и красиво, если она сделана с душой.  В 21 веке из гобелена возможно встретить не только картины, но и игрушки, подушки.

Рассмотрим мастер-класс по изготовлению нетканого гобелена на тканевой основе. Первое, что нам понадобится — это, конечно же, хлопчатобумажная ткань, размер приблизительно 50*50 сантиметров. Крючок для гобелена, любой магазин по рукоделию поможет с покупкой данного изделия. Пяльцы и ножницы, данная вещь у рукодельниц всегда хранится в доме. Разноцветные нити, желательно не натуральные, они легче в работе, да и моль не захочет есть вашу картину. Ручка или фломастер для прорисовки рисунка на изнаночную сторону ткани.

Закрепляем ткань на пяльцах. Продеваем нашу нить в крючок, если нить не проходит, возьмите тоненькую проволоку.

При работе с гобеленовыми картинами не должно быть просветов. Поэтому следите за натяжением вашей нити и возвратно поступательными движениями медленно вводите нитку в ткань до образования петли. Помните, что он не прощает спешки.

Игла идет по рисунку строго вниз и так до конца картины. Обязательно просматривайте обратную сторону картины, на ней не должно быть скосов и перетяжек.

После выполнения рисунка картины край ее можно украсить с помощью плетения косы, набираем нужное количество петель и провязываем их по периметру. Для первой работы стоит выбрать несложный рисунок, в дальнейшем усложняя и увеличивая ваше мастерство. Чем больше петля, тем объемнее рисунок получится. Мода вводит новые тенденции 3Д гобеленов, большинство мастеров прячут свои инициалы на них.

Не вешайте картину на стену слишком высоко, ваши друзья захотят прикоснутся к ней. Положительные эмоции, эстетическое спокойствие им гарантировано.

Нетканые гобелены отличаются так:

  • ткань используется или обычная мешковина;
  • вместо специальной иглы используется обычный крючок.

Если рисунок был неправильным, то кусочек можно убрать с помощью ножниц. По завершению изготовления мы наносим на изнанку клей ПВА тонким слоем и даем просохнуть.

История гобеленов

Технология гобелена пришла к нам с самых древних времен. За это время она значительно усовершенствовалась. Ее применяли в Древнем Египте. Археологи находили элементы одежды, созданные по такой технологии.

Гобелены создавали древние римляне и греки. Они украшали подобными полотнами свои дома. Ковры имели мифологические сюжеты. Описание процессов такого ткачества можно встретить в работах Гомера «Одиссея» и Овидия «Метаморфозы».

Даже древние индейцы еще до открытия Америки Колумбом создавали ткани по подобной технологии. В VII веке нашей эры в Перу ткали гобелены. Эта техника также была известна в Китае, Японии. Отсюда во времена Крестовых походов тамплиеры завезли диковинные картины из ткани в Европу. После этого технику древних народов начали повторять в Германии, Франции. В этих странах при создании гобеленов применяли только 6 цветов. Однако это не мешало мастерам того времени создавать настоящие шедевры.

В России первая мануфактура по производству шпалер открылась во времена правления Петра I. В ней преподавали французы. Обучение длилось 12 лет.

Необходимые инструменты для создания гобелена своими руками

Что будет нужно приобрести:

Игла (как на фото), продается в магазине для творчества и рукоделия.

  • Пяльцы. Это вместо рамки для ткачества, в зависимости от размера картины, подберите и пяльцы нужного размера. Возможно, когда вы хорошо обучитесь этому ремеслу, то захотите попробовать работать на специальной рамке, но для начинающих лучше всего подходят пяльцы.
  • Лен или хлопок. В отличие от вышивки, которую выполняют на вафельном полотенце, гобелен выполняется на более плотном материале.
  • Разноцветные нитки – предпочтительно толстые, ирис или шерстяные, можно мулине.
  • Картон толстый.
  • Крючок и обычная иголка.
  • Фломастер для нанесения шаблона рисунка.

Разновидности гобеленов

Гобелены ручной работы подразделяются на:

  • тканые,
  • нетканые.

Тканый гобелен более сложный в изготовлении. На деревянную раму наматывается нить-основа из хлопковых ниток. Для закрепления используют сумаховый узел. Уточная нить переплетается с основной нитью по всей ширине ковра, таким образом соединяя и закрепляя основные нити между собой. Процесс изготовлении тканого гобелена– это наматывание уточной нити через основную, при этом используют самые разнообразные техники и узлы.

Петельный или нетканый гобелен более легкий. На плотный кусок ткани наносится рисунок, и с помощью иголки прошивается шерстяными или синтетическими нитками.

Гобеленовая вышивка

Гобеленовые картины очень высоко ценились, так как вышивка гобеленов требовала огромных затрат труда, времени и высочайшего мастерства, которым владели лишь некоторые мастера. Неудивительно, что немногие могли позволить себе приобретение такой картины. Но времена изменились, и в наши дни сделать такую картину стало намного проще, следовательно, гобеленовые картины и ковры стали более доступными.

Реальной стала и возможность изготовления гобеленовой вышивки своими руками, даже для начинающих вышивальщиц. При этом мода на эти великолепные изделия в наше время только возросла, стала популярной вышивка картин и ковровых изделий. Многие мастерицы стремятся овладеть техникой вышивки гобеленов. Современная техника позволяет вышивать гобеленовые картины способом, который прекрасно имитирует прежнюю старинную манеру переплетенных нитей, но выполняется очень просто и быстро. Вышить гобелен своими руками может каждый, кто имеет некоторое понятие о том, что означает вышивать крестиком. Вышивка гобеленов выполняется швом, который называется «гобеленовым». В результате внедрения в технику вышивки гобеленов этого шва, любой желающий может научиться вышивать гобеленовые картины своими руками.

Нужно также добавить, что этот шов, очень похожий на полукрест, отшивается гораздо быстрее, чем шов крестик. Конечный результат может даже выиграть за счет лучшей детализации. Для желающих начать вышивать гобелен своими руками, сообщаем, что нет ничего невозможного. Советуем вам приобрести специальный набор для вышивки гобеленов. Такие наборы имеются в продаже в широком ассортименте. Вам остается просто подобрать сюжет на ваш вкус. Как видите, это сделать очень просто, а картины, вышитые вами, порадуют ваших друзей, родных и близких.

Техника вышивки гобеленов, гобеленовый шов


Гобеленовый шовНаучимся вышивать гобеленовым швом(petit-point), что совершенно не сложно. Лицевая часть этого стежка не отличается от шва полукрест. Отличие можно заметить только с изнанки вышивки. Там можно увидеть, что стежок проходит наискось. Начиная вышивать, легко сделать вывод и об улучшении натяжения лицевой части стежка. В результате вся вышивка получается компактнее и качественнее.Необходимые материалы
Вышивка гобеленов может быть выполнена при наличии необходимых материалов и инструментов.

  • нитки, иголка, ножницы;
  • схема для вышивания;
  • специальная канва.

Выберем нужные нитки, что очень несложно сделать. Любая вышивальщица может пользоваться нитями из собственных запасов. Гобеленовые картины не требуют особенных ниток, но требуют специальную канву. Вышивая гобеленовым швом, необходимо пользоваться очень мелкой канвой, что позволит вам покрывать ее нитками целиком, без просветов и дырочек. Именно от правильного выбора канвы зависит качество шитья, и вышивка будет именно такой, как надо. Получится настоящий гобелен, прекрасный и даже великолепный. Рекомендуемые виды канвы:

Bellana;
Lugana 25;
Hardanger 22;
Davosa 18.


Для того, чтобы сделать наш урок максимально полезным, необходимо также разобраться с термином страмин. Это тоже канва, но жесткая. Она необходима для того, чтобы вышить гобелен, или ковер. Страмин представляет собой очень плотное полотно, которое применяют для рукоделия. Оно имеет особенный вид плетения и обработано особым образом. Страмин содержит волокна, очень устойчивые к разрыву.
Нам остается лишь сделать вывод, что Гобелен и его вышивка является очень доступным видом рукоделия, которое приносит красоту в наш дом и радость тому, кто этим рукоделием занимается.

Общие сведения

Название ткани гобелен переводится с французского, как декоративный ковер, шпалера, которая не имеет ворса. Это особый вид техники, позволяющий создавать картины, рисунки и орнаменты. Раньше на подобных коврах изображали сюжеты из мифов и легенд, библейские истории и т. д. Красиво смотрятся ткани этого вида с орнаментом витиеватой формы.

Раньше все гобелены выполнялись вручную. Поэтому стоимость подобных тканей была очень высокой. Горизонтальные нити утка переплетались с вертикальными нитями основы. При создании материала применяли шерсть, шелковую нить, вплетали золото и серебро. Признаком роскоши и высокого положения хозяев дома в обществе считалось наличие не одного, а серии гобеленов, которые создавались в одном сюжетном направлении.

Как и раньше, создание гобеленов является искусством. Его производят на специальных машинах. Подобную ткань ныне применяют для создания мебели. Ее называют жаккардовым плетением. Гобелен своими руками создать сложно. Такая работа стоит очень дорого.

Материалы

Вышивка гобелена предполагает применять разные типы нитей. От этого зависят эксплуатационные качества материала. Чаще всего для создания одного полотна требуется от 3 до 5 нитей. Основа может быть любого цвета. Впоследствии ее не будет видно. Эта нить должна быть прочной, чтобы обеспечить долговечность гобелена. Уток предполагает использовать мягкие типы нитей.

Одним из лучших вариантов для создания гобелена является шерсть. Это экологически чистые, прочные волокна. Чаще всего применяется овечья шерсть. Ее легко окрашивать и обрабатывать.

Также нити изготавливают изо льна и хлопка. В этом случае вес гобелена будет меньше. Одним из самых роскошных типов материалов является шелк. Нити получают из коконов бабочек шелкопряда. Ее применяют в сочетании с шерстяными или хлопковыми нитями. Шелк придает изделию роскоши и нарядности.

Часто в современном производстве применяют синтетику. Ее также сочетают с натуральными волокнами. Украшением гобелена могут стать металлизированные нити люрекс, которые имитируют золото или серебро.

Техника кругового плетения

Таким образом можно изготавливать коврики, береты. Также круглые мотивы в произвольном количестве впоследствии можно соединить в интересное авторское панно.

Вырезается из картона круг необходимого размера, с насечками по краю. В эти насечки укладывается основа, а нужны они, чтобы нити не сдвигались в процессе работы. Для работ большого размера можно использовать спортивный обруч или согнуть самостоятельно круг нужного диаметра из ПВХ-трубы.

Нить утока закрепляется в середине и проходит далее по кругу необходимое количество раз.

Когда работа окончена, гобелен срезают с рамы. Нити основы можно полностью срезать, а можно оформить бахромой.

Как соткать мини-гобелен, мастер-класс по ткачеству

В интернете можно отыскать тему «Практическое руководство по плетению гобелена». Это книжки, которые вам предлагают приобрести.

Вышивание бисером для начинающих техника вышивки с видеоКак вышивать гладью на одежде вышивание нитками мулине, уроки, мастер класс, фотоМашинная вышивка: пошаговое обучениеОформление вышивок в багет. 10 причин обратиться в художественную мастерскую Anemone.pro

На мой взгляд, практически нет разницы между мини-гобеленом и простым гобеленом. Техника ткачества всегда одинаковая. Разница заключается лишь в том, что для мини-гобелена нужно делать более маленький рисунок (эскиз). Для этого расстояние между натянутыми нитками основания должно быть меньше и составлять всего пять мм.

Это значительно усложнит работу и поэтому для того, чтобы создать действительно хорошее изделие, может потребоваться больше времени, чем на гобелен большого размера.

Ну, мелкие гобеленчики с простым рисунком можно создать за пару дней, но лишь при главном условии, что вы уже опытный работник или мастер ткачества. С помощью правильной технологии вы легко сделаете объемную раму для картины. 

Создание гобеленов ручной работы пошагово – увлекательный процесс, для которого не всегда нужен даже ткацкий станок. Плести работы можно непосредственно вокруг нитей, натянутых на раму будущего шедевра. Сложность тоже может быть разной – это могут быть небольшие поделки для детей, и невероятные 3д гобелены, некоторые детали для которых придется сшить или связать отдельно. А познакомиться с объемными гобеленами поможет это видео.

Добавить комментарий