Разработка урока “узелковый батик”
Contents
- 1 Как закрепить состав?
- 2 «Детская школа искусств №4 Волгограда»
- 3 Техника узелкового батика
- 4 Технология
- 5 Узор “солнышко” на хлопчатобумажных салфетках
- 6 О красках и красителях для ткани
- 7 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 8 Какая ткань нужна?
- 9 Инструменты и вспомогательный состав
- 10 Красители
Как закрепить состав?
Есть вариант использования красок «под утюг». Работа сначала высушивается, потом освобождается от узелков, проутюживается с обратной стороны. Затем ее следует хорошенько прополоскать в чистой воде, таким образом удаляются остатки красителя. Если используются парозакрепляемые красители, ткань также освобождается от узелков, роспись фиксируется паром. Изделие также следует прополоскать, высушить, проутюжить.
Если вы применяете анилиновый краситель и погружной способ, есть возможность закрепить краситель сразу. Его разводят горячей водой в посуде, которую можно нагревать. Эта вода должна вся покрывать ткань даже после кипячения, потому воды берется 3-4 л на 100 г ткани (в сухом состоянии). Заготовка кладется в посуду и кипятится на не очень большом огне. Хлопок кипятят минут 20, затем его достают, к раствору добавляют 50 г соли, и снова кипят ткань полчаса.
Если красить шелк, процесс не сильно будет отличаться, но только вместо соли, в ход идет уксус. Ткань нужно оставить в растворе до той поры, пока его температура не опустится до 50 градусов. Затем ткань промывают в теплой воде, потом в холодной. Лишь на этом этапе развязываются узелки, и ткань снова промывается. Утюжат ткань еще влажной, чтобы складки от узлов ушли без проблем. Если вы все сделаете именно так, в повторной фиксации цвета не будет необходимости.
Узелковый батик – не самая капризная техника, она прекрасно сочетается с другими (с холодным и горячим батиком). Зачастую мастера используют ее в качестве основы для цветочного мотива, который далее прорабатывают уже в технике холодного батика. В технике необязательно использовать весь отрез, а лишь его часть. Пока вы кипятите материал, один его край можно оставить непрокрашенным, удобным способом закрепив его над посудой для кипячения. Так, переход от цветной части к неокрашенной будет естественным. А далее можете вручную расписать неокрашенный фрагмент.
В следующем видео вас ждет мастер-класс по узелковому батику (узор «спираль»).
«Детская школа искусств №4 Волгограда»
Учебная программа
«Батик. Роспись по ткани».
Один года обучения
Вакорина Т.Ф.
преподаватель
ДШИ № 4
Волгоград
2011
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа рассчитана на один год по 2 академических часа в неделю для детей 9-12 лет.
Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Каждая новая работа базируется на уже изученных способах росписи тканей, но при этом дополняется новыми приемами и техниками.
Батик достаточно прост в исполнении, а технические возможности росписи тканей очень разнообразны. Некоторые техники этого способа украшения тканей очень искусны и непредсказуемы. А это будит фантазию и стимулирует творческую деятельность ребенка.
Цели и задачи программы.
Целью данной программы является воспитание у детей эстетического вкуса, чувства прекрасного, видение и понимание мира искусства, пробуждение интереса и стремление к познанию окружающего мира.
В результате занятий дети научатся делать красивые, изысканные работы, которые прекрасно впишутся в интерьер квартиры, украсят его, а одежду сделают неповторимой.
По окончании одного года обучения дети должны уметь:
– применять основные приемы выполнения техник росписи тканей;
-применять различные сочетания основных техник росписи тканей;
-составлять композиции на темы;
– оформлять готовые работы.
Содержание предмета.
Тема 1.
Вводное занятие. Батик, его история. Материалы и приспособления.
Цель занятия.
Посвящается организации занятий, главная задача – разбудить интерес и внимание. Познакомить детей с новым для них видом искусства – художественной росписи тканей, на практике увидеть различие между рисованием на бумаге и ткани
Рассказать о правилах поведения на занятиях.
Используемые материалы:
Образцы работ, набор красок по ткани «Батик Хобби», ткань, рамка, кисти.
Тема 2.
Техника «Принт» (печать).
Цель занятия.
Освоить технику, научиться составлять орнамент, приучаться к аккуратному выполнению работы.
Используемые материалы:
Образцы работ, набор красок по ткани «DECOLA», ткань, картон, кисти.
Тема 3.
«Узелковый батик»
Цель занятия.
Освоить технику, выполнить салфетку.
Используемые материалы:
Образцы работ, набор красок по ткани «Батик Хобби», ткань, прочные нитки, кисти.
Тема 4.
Техника «Свободная роспись»
Цель занятия.
Освоить технику, выполнить композицию, пейзаж.
Используемые материалы:Образцы работ, набор красок по ткани «Батик Хобби», ткань, рамка, кисти.
Тема 5.
Горячий батик
Цель занятия.
Освоить технику, выполнить композицию.
Используемые материалы:
Образцы работ, набор красок по ткани «Батик Хобби», ткань, рамка, кисти.
Тема 6.
Смешанная техника
Цель занятия.
Освоить технику, выполнить композицию, открытку.
Используемые материалы:Образцы работ, набор красок по ткани «Батик Хобби», «DECOLA»,ткань, рамка, кисти.
Тема 7.
Холодный батик
Цель занятия.
Освоить технику, выполнить композицию, салфетку.
Используемые материалы:
Образцы работ, набор красок по ткани «Батик Хобби», ткань, рамка, кисти.
Тема 8.
Большая салфетка
Цель занятия.
Придумать композицию, подобрать техники исполнения.
Используемые материалы:Образцы работ, набор красок по ткани «Батик Хобби», «DECOLA»,ткань, рамка, кисти.
Тема 9.
Роспись футболки.
Цель занятия.
Выполнить эскиз, выполнить роспись футболки.
Используемые материалы:
Образцы работ, набор красок по ткани «Батик Хобби», «DECOLA»,ткань, рамка, кисти.
Тема 10.
Панно.
Цель занятия.
Выполнить эскиз, выполнить роспись панно.
Используемые материалы:
Образцы работ, набор красок по ткани «Батик Хобби», «DECOLA»,ткань, рамка, кисти.
Учебно – тематический план.
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие. Батик, его история. Материалы и приспособления |
2 |
2 |
Техника «Принт» (печать) |
6 |
3 |
«Узелковый батик» |
6 |
4 |
Техника «Свободная роспись» |
6 |
5 |
Горячий батик |
10 |
6 |
Смешанная техника |
14 |
7 |
Холодный батик |
10 |
8 |
Большая салфетка |
6 |
9 |
Роспись футболки. |
6 |
10 |
Панно. |
6 |
Итого 72 часа.
Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы необходимо:
- Образцы готовых работ;
- Набор «Батик-хобби»;
- Деревянные подрамники;
- Белая хлопчатобумажная ткань;
- Кисти (белка) №3, 5, 8, кисти (щетина) №3, 4, 6,8;
- Кнопки;
- Уайт-спирит или бензин;
- Свечи хозяйственные;
- Соль;
- Мочевина;
- Плитка электрическая;
- Утюг;
- Рамки для оформления работ.
Литература
Техника узелкового батика
С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине. А главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, даже детям, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.
Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ.
Часто изделия, выполненные в этой технике, дополняют вышивкой, бисером, жемчужинами, стразами, блёстками…
Расписывать ткань можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать технику безопасности.
Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов.
Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура.
Для получения симметричных узоров, ткань складывается в два раза и только потом на ней завязываются узлы.
Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость узора.
Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.
Иногда результат крашения может огорчить, т.к. ткань может быть неправильно заложена, слабо затянута шнуром или место узора определено неудачно.
Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах.
Технология
Наличие особенных навыков, художественного образования и даже простого умения рисовать – совсем не обязательно. Принцип узелкового батика: каждый кусочек ткани, который не окрасился, завязывается так, чтобы в узелок краска не попала. Для этого и нужны прищепки, зажимы, шнуры. Они и делают то, что в батике называется резервированием ткани. Ткань можно закручивать, складывать, зашивать, подгибать.
Следующий этап – окрашивание может быть двух видов.
- Окрашивание кистью. Заготовку с узелками помещают в не очень глубокую емкость, после чего наносят на нее небольшое количество красителя. Если используете несколько цветов, наносите их поочередно. Но учтите, что соседние цвета часто смешиваются, получается новый оттенок (не всегда красивый). Потому продумывайте, чем и как, в какой последовательности вы красите.
- Окрашивание погружное. Без кисти вы просто окунаете ткань в емкость с разведенной краской. Так обычно проводят многоцветное окрашивание. Процесс поступательный, небыстрый.
Многоцветное окрашивание будет более сложным. На натянутой ткани мастер ставит кляксы, делает полосы и различные пятна, претендующие на художественность. И после высыхания на ткани завязывают узлы, маленькие и большие, после чего ткань погружают в краску более темного оттенка, нежели использовался до этого. Процедура повторяется несколько раз.
Узор “солнышко” на хлопчатобумажных салфетках
Для получения узора “солнышко” на ткани карандашом нарисовать круг и по контуру прошить смёточным швом, стянуть и плотно обмотать ниткой. В другом месте можно завязать узел (плотно), чтобы краситель во время крашения не проникал в складки ткани, образуя лучевидные разводы.
Можно в намеченное место для узора вложить крупную бусину и обвязать её шнуром, затем чуть ниже снова обвязать крепко шнуром и так несколько раз.
Можно также самостоятельно придумать узор комбинированный, состоящий из нескольких узоров “солнышко”.
Узлы завязывать необходимо очень туго, чтобы краситель не проник в завязанную часть ткани. Для этого можно шнур или нитки обработать парафиновой свечой. Итак, салфетки с завязанными узлами готовы, теперь необходимо выбрать цвет красителя, можно несколько цветов. Экспериментируйте, создавайте свой неповторимый узор, чтобы придать своей работе выразительность, гармоничность.
Подготовка красителя и крашение заготовки.
Подобрать краситель.
Высыпать порошок в стеклянную банку, добавить 1 стакан горячей воды, размешать.
Профильтровать раствор через марлю.
Осторожно влить раствор в кастрюлю и разбавить водой (до 2-х литров).
Перед окраской нагреть раствор до 40-50%.
Намочить ткань и опустить в красящий раствор.
Красить на медленном огне 20-30 минут, периодически помешивая ткань.
Приподнять щипцами ткань и добавить в раствор 2 столовые ложки соли.
Опустить ткань, выключить плиту и оставить в растворе на несколько минут.
Осторожно вынуть ткань, прополоскать в тёплой воде, затем в холодной, добавив 1 столовую ложку уксуса на 4-5 л воды.
Следующий этап работы – это крашение заготовок.
Инструктаж во время проведения крашения салфеток:
Перед работой надевать резиновые перчатки.
Салфетку держать в растворе не более 1 минуты (только для данного занятия, в целях сокращения учебного времени).
Вынимать салфетки из раствора щипцами
ОСТОРОЖНО!. Главный этап работы – развязывание узлов!
Главный этап работы – развязывание узлов!
Прополоскать в холодной воде, отжать и осторожно развязать узлы!
Автор – Киселёва Галина Николаевна, педагог дополнительного образования
О красках и красителях для ткани
В художественной росписи тканей используются красители, хорошо растворимые в воде, имеющие большую гамму чистых и ярких красок.
В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и естественные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для росписи ткани предпочтение отдаётся натуральным красителям, которые получают из природных материалов.
Естественные красители бывают растительного происхождения. Они содержатся в корнях, листьях, древесине, коре деревьев, а также в плодах и цветах различных растений.
- ; Оттенки жёлтого цвета; Растения; Сбор
- 1; Ярко-жёлтый; Листья берёзы; Начало лета
- 2; Тёмно-жёлтый; Старые пихтовые шишки; Весна
- 3; Тёмно-жёлтый; Луковая шелуха;
- ; Оттенки коричневого цвета; ;
- 1; Светло-коричневый; Молодые шишки пихты; Весна
- 2; Коричневый; Опавшие листья яблони; Осень
- 3; Чёрно-коричневый; Листья и стебли картофеля;
- 4; Бежевый; Крапива; Всё лето
- 5; Ярко-коричневый; Опавшие листья осины; Осень
- ; Оттенки зелёного цвета; ;
- 1; Зелёный; Пихта; Весна
- 2; Светло-зелёный; Листья осины; Лето
- 3; Тёмно-зелёный; Картофельный стебель и листья; Период цветения
- ; Оттенки синего цвета; ;
- 1; Синий; Полевой василёк; Период цветения
- 2; Светло-синий; Корни пырея; Лето
- ; Оттенки красного цвета; ;
- 1; Пурпурно-красный; Опавшие листья клёна; Осень
- 2; Ярко-красный; Плоды черешни; Начало лета
- 3; Тёмно-красный; Корни и листья щавеля; Весна
- 4; Сине-красный; Цветы подорожника; Лето
- ; Оттенки чёрного цвета; ;
- 1; Чёрный с коричневым оттенком; Кожура граната
Техника безопасности при окраске ткани:
При крашении работать в перчатках;
Пользоваться посудой с устойчивым дном;
Накрывать стол плёнкой;
Не ставить краски на край стола;
Вынимать изделие из кастрюли щипцами;
Соблюдать осторожность у электроплиты;
Волосы убрать под косынку;
Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.
Для работы нужны следующие материалы:
- Однотонная ткань светлых тонов;
- Крепкие нитки или шнур;
- Анилиновый краситель;
- Уксус, соль, свеча.
И приспособления:
- Эмалированная кастрюля;
- Деревянные щипцы для помешивания ткани;
- Резиновые перчатки;
- Прищепки;
- Крупные бусины или камушки (для обвязки шнуром).
1-й этап выполнения узелкового батика:
- Создать эскиз изделия;
- Определить и наметить расположение узора на изделии;
- Определить цвет для окрашивания;
- Определить способ завязывания узла.
Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или на старых вещах, которые не жалко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 «Технические измерения» для обучения профессии 151902.03 Станочник (металлообработка)
Учебная программа “Народное художественное творчество”. Два года обучения.
Тесты по учебной дисциплине «История» для студентов дневной формы обучения
Повышение учебной мотивации студентов с помощью активных методов обучения
Учебное пособие по МДК 01.06 «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Какая ткань нужна?
Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.
Специалисты рекомендуют хлопчатобумажные ткани:
- бязь;
- ситец;
- сатин;
- тонкое простынное полотно.
Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски. Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет. Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.
И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.
Инструменты и вспомогательный состав
Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:
- яичную скорлупу;
- мелкие камушки;
- древесные щепки;
- ровные маленькие дощечки;
- прищепки бельевые;
- пробки;
- крышки и другое.
Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.
И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике. Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.
Красители
Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.
Примеры растительных красителей:
- красный – зверобой, крушина и боярышник;
- желтый – картофель и орешник;
- зеленый – крапива и манжетка;
- оранжевый – чистотел;
- голубой – голубика;
- фиолетовый – черника;
- синий – цветы иван-да-марьи.
Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.